Профсоюзы с молодежью и молодежь с профсоюзами
24 Янв 19

2019-й был объявлен профсоюзами Республики Татарстан Годом профсоюзного движения работающей и студенческой молодежи. Начиная с давних революционных времен начала ХХ века профсоюзы особое внимание уделяли защите трудовых прав молодежи. Большим завоеванием стал Декрет Совнаркома от 29 октября 1917 года, который ввёл восьмичасовой рабочий день, а для лиц, не достигших 18 лет – шестичасовой. Малолетних (до 14 лет) отныне вообще запрещалось нанимать на работу. Был запрещён ночной труд для женщин и для подростков до 16 лет. И это было только начало. Об истоках молодежного профсоюзного движения, а также о планах Федерации профсоюзов Республики Татарстан на год, посвященный молодежи, мы беседуем с председателем ФПРТ Еленой Кузьмичевой.

– Елена Ивановна, в том судьбоносном для России 1917 году профсоюзы были в числе инициаторов организации первых объединений рабочей и учащейся молодёжи?
– Совершенно верно, эти процессы протекали и в Казанской губернии. Здесь во всех учебных заведениях создавались ячейки «Казанского союза учащихся средних учебных заведений». Сначала эта организация учащихся имела свои профессиональные интересы: реформа школы, культурно-просветительская работа. Старосты всех средних учебных заведений возглавлялись Комитетом союза учащихся Казани. Союз имел свой печатный орган – газету «Наше слово». Что касается организации рабочей молодёжи, то первый ее опыт был на моем родном Казанском пороховом заводе. Здесь весной 1917 года был создан кружок рабочей молодёжи, а в числе его лидеров был Александр Табейкин. Первое собрание молодежи Казани состоялось в Ягодной слободе в июне 1917. Был создан Союз рабочей молодежи, председателем которого избрали Александра Табейкина. Центром Союза рабочей молодёжи были районы Заречья, Казенный пороховой и Алафузовские заводы.
– Чем занимался этот Союз?
– Вообще главной целью Союза объявлялась подготовка пролетарских революционеров. Что и вполне понятно для того времени: все были одержимы идеей мировой революции. Также Союз рабочей молодёжи тесно взаимодействовал с фабрично-заводскими комитетами и профсоюзами. В соответствии с уставом Союза рабочей молодёжи в профсоюзные организационные структуры направлены представители, интересующиеся положением и условиями труда молодёжи. Они добивались для подростков 6-часового рабочего дня, привлекали в Союз рабочей молодёжи новых членов.
– В те годы профсоюзное движение было сильно политизировано. Говорим профсоюзы, подразумеваем – партия.
– Да, так и было, и молодежный лидер Александр Табейкин – типичный пример того времени. Он был сыном Ефима Панкратовича Табейкина, ткача Алафузовской фабрики, организатора в 1893 году в Казани марксистского кружка из рабочих, одного из руководителей алафузовских рабочих, председателя Казанского комитета профсоюза металлистов. Александр Табейкин – механик Порохового завода, молодёжный поэт, большевик, один из организаторов Социалистического союза рабочей молодёжи Казани – был представителем союза рабочей молодёжи в Штабе революционных рабочих Порохового и Алафузовских заводов.
Также в числе молодежных профсоюзных лидеров того времени могу назвать Сергея Гассара. Будучи студентом физико-математического факультета Казанского университета, он включается в революционную деятельность, сотрудничает с революционными рабочими, участвует в печатании нелегальных листовок. Неоднократно арестовывался, был в ссылках. Позднее работал и был лидером рабочего движения на Бондюжском химическом заводе. В октябрьские дни 1917-го Гассар становится первым председателем Елабужского уездного Совета. Был одним из руководителей борьбы за установление Советской власти в Мензелинском уезде, в селе Набережные Челны. Позднее стал секретарем Казанского профсоюза строительных рабочих. В августе 1918 года вместе с Абрамом Комлевым и другими лидерами профсоюзов Казанской губернии Сергей Гассар был расстрелян белочехами. Профсоюзы с молодежью и молодежь с профсоюзами рука об руку прошли через все перипетии нашей истории. И на индустриализации СССР, и в героическом трудовом тылу Великой Отечественной, и на бескрайних полях целины, и на грандиозных стройках социализма этот союз только укреплялся.
– Елена Ивановна, а сегодня молодежь идет в профсоюзы?
– Конечно! И молодое поколение у нас многочисленное! Сегодня молодежные профсоюзные ряды в республике объединяют более 270 тысяч человек до 35 лет, что составляет более 42 процентов от всей численности профсоюзов. Это без учета неработающих пенсионеров. Среди председателей первичных профсоюзных организаций молодежь составляет 30 процентов; более 40 процентов – среди профгрупоргов; 23 процента – среди председателей цеховых комитетов.
– Что ищет и получает молодежь в профсоюзах?
– Прежде всего отмечу, что профсоюзы – и в учебных заведениях, и на производстве – способствуют сплочению молодых людей, предоставляют им возможность творческой и профессиональной самореализации, развития лидерских, ораторских, менеджерских качеств. Это очень ценится современной молодежью. Тем более, результативность этой работы очень высокая: из профсоюзных активистов вышло много успешных руководителей – как в бизнесе, так и во властных структурах. Мы имеем очень много примеров. Ну, и конечно, главной задачей профсоюзов является защита социально-экономических прав и интересов, усиление роли молодежных советов, внедрение и реализация профсоюзных молодежных проектов.
– Елена Ивановна, Вы упомянули молодежные советы. Чем они занимаются?
– Сегодня молодежные советы и комиссии вносят весомый вклад в каждодневную работу профсоюзных комитетов предприятий и организаций, участвуют в составлении коллективных договоров, предлагают и реализуют свои оригинальные идеи. Главными инструментами в работе по мотивации профсоюзного членства, продвижения профсоюзной идеологии среди молодежи выступает применение современных методик подготовки кадров, программ и создания актуальных образовательных модулей.
– А что за оригинальные идеи, о которых Вы говорите?
– К примеру, республиканским комитетом профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства принята Комплексная программа по мотивации профсоюзного членства на 2017-2020 годы. В ее рамках молодежным советом разработан проект «Профсоюз-Sale», предоставляющий скидки на разнообразные услуги и товары.
С 2017 года профком обучающихся Казанского Государственного медицинского Университета реализует проект «Персональная карта студента». Карта совмещает пропуск в здания Кампуса учебного заведения, профсоюзный билет, а так же предоставляет льготы от профсоюза работников здравоохранения РТ, и систему бонусов и скидок в различных компаниях г. Казани.
ООО «Челныводоканал» ПАО «КАМАЗ» внедрили молодежный проект «Сохранение стопроцентного профсоюзного членства в профсоюзной организации», включающий в себя целый комплекс мотивационных мероприятий по удержанию профчленства.
Профкомами ПАО «Нижнекамскнефтехим», МУП «Метроэлектротранс», ЗАО «Камдорстрой» созданы и действуют электронные базы данных для учета членов профсоюза, содержащие разноплановую информацию о сотрудниках и о членах их семей. Это позволяет оперативно проводить адресную работу с каждым членом профсоюза.
А молодежными советами энергетической отрасли внедрен проект рейтинговой системы оценки активности молодежного профсоюзного актива, родоначальниками которого выступил молодежный совет Казанской ТЭЦ-3, позволяющий наглядно демонстрировать вклад каждого молодого работника в профсоюзную деятельность.
– Елена Ивановна, Вы сказали о профсоюзной учебе для молодежи. В чем она заключается?
– Профсоюзами Татарстана создана непрерывная система внутренней подготовки молодых профсоюзных кадров. Сейчас полным ходом действует наработанная база профсоюзных образовательных проектов различных уровней, созданных Федерацией профсоюзов и ее членскими организациями. Специально разработанные программы дают молодежи возможность изучить широкий спектр профсоюзных дисциплин, получить практические знания и навыки профсоюзной работы на местах. Так, на протяжении уже восьми лет Молодежным Советом ФПРТ проводится образовательный проект «Профсоюзный урок» для старшеклассников, в котором ежегодно принимают участие более шести тысяч учеников из Казани. Проект выполняет несколько задач. Во-первых, формирует у старшеклассников позитивное отношение к труду, в том числе рабочим специальностям. Во-вторых, повышает правовую грамотность. В-третьих, и это главное – за эти годы десятки тысяч ребят узнали о профсоюзной деятельности.
– Своеобразная визитная карточка профсоюзов для подрастающего поколения?
– Именно. Профсоюзы достойны того, чтобы о них знали со школьной скамьи. Следующий хорошо зарекомендовавший себя образовательный проект – Межвузовская круглогодичная школа студенческого профсоюзного актива «Поколение П». В начале своей деятельности программа была направлена на изучение студентами правовых и нормативных документов, вопросов стипендиального обеспечения. Участники проекта приобретали опыт работы в команде, лидерские навыки. Сейчас же проект расширил свои функции: в рамках Школы проводится конкурс на лучшего «поколенца», проводится летняя тематическая смена. Многие студенты после окончания учебы в вузе и, соответственно, в «Поколении П», продолжают профсоюзную деятельность на предприятиях и в организациях.
Базовым же звеном системы обучения для работающей молодежи на предприятиях и в организациях Татарстана остаются трехдневные образовательные модули, проходящие в Учебно-исследовательском центре профсоюзов, работает «Школа молодого профсоюзного лидера». Данные образовательные проекты являются хорошими помощниками для работающей молодежи в ознакомлении с последними тенденциями и задачами развития профсоюзного движения, изучения законодательной базы и норм, касающихся трудовых отношений, информационной работы в профсоюзах и много чего еще.
– Профсоюзным обучением, насколько я знаю, занимается не только Федерация?
– Конечно. Просвещением и вовлечением молодежи в активную общественную деятельность занимаются и наши членские организации. К примеру, республиканский комитет профсоюза работников образования и науки РФ успешно реализует следующие проекты и программы: конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Классный руководитель», «Лучший преподаватель вуза», «Тысяча и один профсоюзный урок», «Профсоюз – студенческий взгляд», Форум молодых педагогов, республиканская педагогическая школа. На протяжении последних двух лет проводится республиканская Неделя профсоюзных проектов «Молодежь выбирает Профсоюз», охватывающая весь Татарстан, в которой принимает участие более 50 тысяч человек.
Системе подготовки и обучения большое внимание уделяется студенческими профкомами. В Казанском федеральном университете проводятся несколько образовательных проектов: «Молодые лидеры Федерального», «Золотой актив», «Стипендиум», «Социального проектирования». Активное обучение проводят и другие студенческие профкомы. Образовательные проекты и программы – это корневая основа процесса воспитания и становления профсоюзного лидера. В этой связи в этом году мы продолжим дальнейшее выстраивание единого образовательного пространства с использованием разработанных обучающих проектов для подготовки и повышения квалификации молодых профсоюзных кадров и актива.
Что касается обучения работающей молодежи, то здесь также профсоюзы активно используют практику проведения школ профсоюзного актива, обучающих форумов, тренингов, активно участвуют в аналогичных мероприятиях своих отраслей и Федерации профсоюзов РТ.
– Елена Ивановна, в настоящее время инновационное развитие производства предъявляют молодым специалистам новые требования к профессиональному образованию…
– Совершенно верно, вопросы, связанные с трудоустройством молодежи, ее обучением и переобучением, остаются в центре нашего внимания и отражены в нормативных документах социального партнерства на всех уровнях. В настоящее время многие предприятия республики – акционерные общества «Казаньоргсинтез», «Татнефть», «ТАНЕКО», «КАМАЗ», «Таттелеком» «Нижнекамскнефтехим», «Татнефтепродукт», «ПО ЕлАЗ», ПО «Завод им. Серго», авиационной промышленности, энергосистемы республики и другие – заключают долгосрочные договоры с профильными вузами, колледжами и училищами по обучению кадров за счет собственных средств. Рядом предприятий – МУП «Метроэлектротранс», ПАО «Казанский вертолетный завод», «Татнефть», ФНПЦ «Радиоэлектроника», АО «Альметьевский завод «Радиоприбор» – практикуется создание базовых кафедр при профильных вузах.
АО «ПОЗиС» участвует в работе по целевой подготовке будущих специалистов, которая организована по востребованным техническим специальностям с квалификацией «инженер» в четырех вузах РТ. С апреля 2017 года в КНИТУ-КАИ создана базовая кафедра технической подготовки и организации производства. Она позволяет обобщить, систематизировать всю совместную работу, предоставляет возможность проводить со студентами опытные, научно-исследовательские, конструкторские работы, а также практические занятия с непосредственным вовлечением студента в производственный процесс.
Предприятиями республики активно создаются учебные центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Такие центры действуют в ПАО «Татнефть», «Нижнекамснефтехим», «Зеленодольский завод им. А.М.Горького», «Казаньоргсинтез», «КАЗ им. С.П.Горбунова», и их число ежегодно растет. Так, подготовка и повышение квалификации работников Центре подготовки кадров ПАО «Татнефть» осуществляется по 272 профессиям и 216 программам дополнительного образования для рабочих и специалистов. Центр располагает 12 учебно-лабораторными и административными зданиями, оснащенными наглядными пособиями, натуральными образцами оборудования и инструментов, компьютеризированными тренажерами-имитаторами.
Профсоюзы инициируют включение в соглашения и коллективные договоры обязательств, выполнение которых способствует увеличению количества высокопроизводительных рабочих мест, развитию внутрипроизводственного обучения персонала, опережающему профессиональному обучению работников, подлежащих высвобождению; закреплению выпускников на предприятиях, т